Единственный концерт Виктора Цоя в США произвел в фурор

Группа «Кино» и Виктор Цой на постсоветском пространстве обладают абсолютно легендарным и культовым статусом, но вот в остальном мире их известность весьма ограничена. Хотя, если бы не трагическая смерть лидера группы в 1991 году, возможно, Цоя ждала бы и мировая слава.

По крайней мере, все предпосылки для этого были.

В 1990 году фильм Рашида Нугманова «Игла» попал в программу знаменитого американского кинофестиваля независимого кино «Санденс». В Америку режиссер взял Цоя, а также гитариста группы Юрия Каспаряна.

«В Парк-Сити, где проходил фестиваль, мы жили в отдельном большом особняке, в котором было три уровня: подвал с биллиардом и спальней, первый этаж с гостиной, кухней и спальней, и второй этаж с открытой антресолью, спальней, джакузи и комнатой отдыха, — вспоминал Нугманов. — Георгий с Джоанной (Прим: Стингрей — жена Каспаряна) жили внизу, я на первом, а Виктор с Наташей (Прим: Разголова — на тот момент девушка Цоя) наверху — Виктор сразу туда побежал, поэтому неторопливому Георгию достался нижний этаж. А на первом я уже жил к тому времени — приехал раньше них на пару дней. В этом же доме мы устроили большую вечеринку после показа «Иглы».

Но одним показом «Иглы» тот вечер не ограничился — организаторы попросили Цоя и Каспаряна провести небольшой концерт в главном зале кинотеатра, где проходил «Санденс». Зал бы забит под завязку профессионалами кино, несмотря на то, что среди зрителей вообще не было русскоговорящих людей (кроме Нугманова и Разлоговой). Сама идея импровизированного концерта первоначально поставила Виктора и Юрия в тупик. «Мы-то приехали как туристы, и тут вдруг говорят — сыграйте концерт», — рассказывал Каспарян.

Нугманов рассказывал, что песен было шесть или семь: «Совершенно точно могу назвать «Пачку сигарет», потому что и я, и Джоанна насоветовали ее спеть. Прием публики был очень теплым, но Виктор оставался нейтрален, хотя настроение было приподнятое. Мы много смеялись и шутили в этот день. Позже вечером на фестивальной тусовке в большом зале приемов директор фестиваля Тони Саффорд попросил Виктора с Юрием еще раз подняться на сцену, но Виктор вежливо отказался».

Каспарян: «Играли мы по старинке — в две гитарки. Сыграли то, что в фильме, — «Группу крови», «Звезду по имени Солнце». Народ очень благосклонно это воспринял — Россия была тогда в моде: они уже не страшные, вот они уже здесь!»

Совсем недавно в интернете появилась запись с того выступления — кадры уникальные, потому что больше в США Цой не выступал.