Помощник президента Владимир Мединский заявил, что обучение в школе в течение 11 лет — это слишком долго. Он также предположил, что среднее и высшее образование в будущем будут сокращены по времени.
Эксперты, опрошенные РБК, разделились во мнениях относительно этой идеи.
Марина Воронова, член комиссии по образованию общественной палаты Московской области и профессор Восточно-Сибирской академии образования, считает, что школа — это не только место для получения знаний, но и важный институт социализации и взросления ребёнка.
Она отметила, что вопрос о продолжительности обучения не сводится только к получению знаний, а также касается психофизиологического развития ребёнка. Необходимо изучить исследования, которые показывают, как изменение возраста взросления влияет на развитие личности.
По мнению профессора, прежде чем сокращать школьный период, необходимо убедиться, что другие ступени образования готовы к приёму более молодых учеников, и что есть специалисты, которые могут помочь им в профессиональной ориентации и социализации.
Анастасия Белуцкая, кандидат психологических наук и заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых Московского городского педагогического университета, также считает предложенную реформу сложной проблемой, которая не сводится к тому, в каком возрасте уже пора начинать работать.
Она напомнила, что в 19 веке продолжительность школьного обучения была разной, и в гимназиях, которые были предназначены для элиты, обучение было длительным, а в других школах — более коротким. Именно это социальное расслоение пыталась преодолеть советская власть, установив общую продолжительность обучения, которая постепенно увеличивалась.
Белуцкая отметила, что в других странах с развитой экономикой нет намерений сокращать продолжительность школьного обучения. Она также считает, что короткий образовательный цикл в современном мире скорее является признаком стран с малой продолжительностью и низким уровнем жизни.
Говоря о возрасте, когда можно начинать работать, Белуцкая отметила, что дети бывают разные, и семьям необходимо сохранить возможность выбора. Она также считает, что нынешняя система, когда можно уйти после девятого класса и получить специальность в колледже, а затем продолжить обучение в университете, если есть необходимость, является хорошей.
Екатерина Морозова, председатель РОО Единая независимая ассоциация педагогов и заместитель директора по учебно-методической работе ИППК, также не согласна с тем, что нужно сокращать время обучения в школе. Она считает, что необходимо просто объяснять детям, что не все должны идти в 10-11 класс.
Она также отметила, что сегодня активно развивается система среднего профессионального образования, и после 9 класса не нужно бояться уходить в колледжи.
Морозова подчеркнула, что сегодня в России не хватает специалистов в различных областях, и поэтому не нужно бояться того, что ребёнок пойдёт в колледж получать профессию. Она также отметила, что человек должен иметь возможность получать образование в течение всей жизни, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире.