В России, как и во многих других странах, продолжается снижение производства стали. В ведущих промышленных государствах наблюдается сокращение спроса на этот материал в строительстве и автомобильной промышленности — основных отраслях, потребляющих сталь.
Однако в условиях снижения внутреннего спроса Китай, который производит более половины всей стали в мире, резко увеличил поставки на внешние рынки. Насколько это важно для российской чёрной металлургии, которая уже ощутила на себе давление международных санкций?
Согласно данным Всемирной ассоциации производителей стали (World Steel Association, WSA), в сентябре 2024 года мировое производство стали составило 143,6 млн тонн, что на 4,7% меньше, чем в сентябре 2023 года. Общая выплавка стали в мире за первые девять месяцев 2024 года составила 1,39 млрд тонн, что на 1,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Крупнейший производитель стали в мире — Китай — в январе-сентябре произвёл 768,5 млн тонн стали, что на 3,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. В Индии производство стали за первые девять месяцев 2024 года выросло на 5,8%, до 110,3 млн тонн, в Японии — снизилось на 3,2%, до 63,3 млн тонн, а в США — на 1,6%, до 60,3 млн тонн.
WSA ожидает, что в 2024 году мировой спрос на сталь снизится на 0,9% по сравнению с прошлым годом из-за продолжающегося сокращения промышленного производства во многих странах. В отчёте ассоциации за октябрь говорится, что в 2024 году ожидается заметное снижение спроса на сталь в Китае и большинстве крупных развитых экономик.
Аналитики WSA прогнозируют, что в Китае потребление стали снизится на 3%, до 868,8 млн тонн, из-за спада в секторе недвижимости. В развитых странах, таких как США, Япония, Корея и Германия, ожидается снижение на 2%, до 352,2 млн тонн, из-за серьёзного спада производства.
WSA выделяет две основные причины падения спроса на сталь: резкий спад в строительном секторе в 2023 году, который продолжился и в 2024 году, а также замедление роста производства в автомобильной промышленности.
Единственным исключением является Индия, где, по оценке WSA, в 2024 году ожидается рост производства и спроса на сталь. По оценкам ассоциации, потребление стали в Индии в 2024 году вырастет на 8%, до 143,4 млн тонн, благодаря «продолжающемуся значительному увеличению инвестиций в инфраструктуру и росту во всех отраслях, потребляющих сталь».
По данным Главного таможенного управления Китая (GACC), которые приводит шанхайская консалтинговая компания MySteel, экспорт стали из Китая в январе-сентябре 2024 года вырос на 21,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 80,71 млн тонн. Только в сентябре экспорт стали из страны увеличился на 25,9% в годовом исчислении и достиг 10,15 млн тонн.
Агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли сообщает, что в 2024 году экспорт стали из Китая может достичь 110 млн тонн, что близко к рекордному показателю в 112,4 млн тонн, достигнутому в 2015 году. Это связано с тем, что внутреннее потребление стали в стране по-прежнему сдерживается ослаблением сектора недвижимости.
Основными направлениями поставок китайской стали являются Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Южная Америка.
Расчеты WSA практически совпадают с оценками Росстата, который сообщил, что за девять месяцев 2024 года производство стали в стране снизилось на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 53,8 млн тонн. В сентябре нынешнего года выплавка составила 5,4 млн тонн, что почти на 13% меньше, чем в сентябре прошлого.
Из четырех крупнейших российских сталеплавильных компаний операционные показатели за девять месяцев опубликовали только Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Северсталь». Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и Evraz отчетов не предоставляли, а их представители сообщили Forbes, что компании пока не планируют это делать.
ММК сообщил, что в январе-сентябре производство снизилось на 10,6%, достигнув 8,8 млн тонн, в связи со «снижением потребности в стали на фоне ремонтов в прокатном переделе и сокращением деловой активности в III квартале 2024 года». «Северсталь» за девять месяцев 2024 года снизила производство стали на 8%, до 7,7 млн тонн, из-за проведения ремонтов в доменно-конвертерном производстве.
По словам начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, основным фактором, влияющим на рынок черной металлургии, является ситуация в Китае. Он напоминает, что Китай производит более 50% мировой стали и обладает мощностями, значительно превышающими 1 млрд тонн в год.
Независимый эксперт Леонид Хазанов согласен, что активизация китайского экспорта стали вновь создала проблемы для всего глобального рынка. «Во-первых, мощности по выплавке стали в КНР крупнее, чем в любой другой стране, — отмечает он. — Во-вторых, китайские игроки любят демпинговать, чтобы захватить интересные им рынки, вытесняя с них местных производителей. В сложившихся условиях металлургические компании из КНР стараются всеми силами продать побольше продукции, куда только можно».
Расширение поставок китайской стали на мировой рынок означает сужение возможностей экспорта из России, и можно даже ожидать скачка сбыта стали из КНР на наш рынок, полагает Хазанов. Вместе с тем, по его словам, у России есть возможности заменить Китай на отдельных рынках, в частности в Индонезии, которая недавно установила антидемпинговые пошлины на жесть из КНР, и российские металлургические предприятия могут попробовать продавать там свою продукцию.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов подтверждает, что рост поставок из Китая уже привел к драматическому снижению цен на мировом рынке стального проката. По его словам, китайская горячекатаная сталь подешевела на Лондонской бирже металлов (LME) с $580 за тонну в начале года до $484 за тонну на текущий момент. Сейчас именно Китай представляет главную угрозу российским сталеварам, подтверждает Худалов: «Хотя импорт китайской стали в Россию незначителен, демпинг Китая на рынках Ближнего Востока, Южной Америки и Африки — действительно головная боль российских экспортеров».
Красноженов из Альфа-банка напоминает, что при среднем потреблении стали в России в 42-43 млн тонн в год, производство в 73-75 млн тонн позволяет говорить о том, что около 30 млн тонн стали продолжает экспортироваться.