Бойцы ВСУ всё чаще предпочитают сдаваться в плен. При всей пропаганде Киева о «зверствах» российских военных, в солдатской среде украинской армии разлетелись данные, что в плену им будет обеспечена жизнь, медицинское обслуживание и питание. Ещё одна тенденция — украинские солдаты отказываются от обмена с желанием остаться в России.Пленный солдат 10-й горно-штурмовой бригады ВСУ Владимир Пиявка решительно отказался от включения в списки на обмен пленными и пожелал остаться в России. К слову, это та самая бригада, которой президент Зеленский присвоил наименование «Эдельвейс», в честь фашистской дивизии, прославившейся карательными рейдами. Место базирования бригады — город Коломыя в Ивано-Франковской области, оттуда в основном и «гребут» мобилизованных.
Обстоятельства пленения солдата Пиявки неизвестны, вероятно, что в боях под Соледаром, где российская армия вырвала с корнем целый «букет эдельвейсов», в том числе командование этой бригады. Вряд ли её командир, полковник Котлик, что-то знает о судьбе своего рядового подчиненного, но явно осведомлен, что, помимо погибших «эдельвейсов», было много плененных. Один из них категорически отказался возвращаться не только в своё подразделение, но и на Украину вообще.
Солдат Пиявка, который не успел совершить военных преступлений, заявил: «От обмена отказался, хочу к вам уехать в Россию. В Украину не хочу, не хочу в такой стране жить. Нас кинули, как кусок мяса. Меня на работе поймали вообще. Первый раз пошли атаковать, нас, „мобиков“, командиры кинули, а сами поубегали». Типичная картина для ВСУ, когда неподготовленных мобилизованных солдат гонят на убой без всякой поддержки. И при альтернативе — либо «загинуть», либо сдаться в плен — многие выбирают последнее.
Пиявка рассказал российским журналистам, что среди мобилизованных в ВСУ есть и 18-летние парни, только что окончившие школу, есть и военнослужащие с психическими отклонениями.
«На мертвых нас не захотели поменять. Выходили на наше руководство, чтобы нас живых троих на „двухсотых“ ваших поменять. Не захотели, сказали, у нас таких нет», — рассказывает военнопленный ВСУ, который сейчас сам принял решение отказаться от обмена.
Украинские военнопленные часто рассказывают об упаднических настроениях в подразделениях ВСУ, находящихся на передовой. Большая их часть — насильно мобилизованные, многим уже давно перевалило за 50 лет. Отмечается и слабая военная подготовка — на курс обучения отводится несколько дней, в ходе которого «новобранцы» отстреливают по 10-15 патронов на стрельбище, не зная даже основ тактики. Характерной можно назвать и растиражированную фразу украинского младшего командира: «Я вам больше не сержант. Тикайте», который распустил свой взвод, часть из которого сдалась российским солдатам.
Ранее Минобороны РФ опубликовало видео, на котором украинские военные, взятые в плен при попытке высадиться на левый берег Днепра, обратились к своим сослуживцам. На кадрах бойцы ВСУ призвали «не погибать бессмысленно, сложить оружие и разойтись по домам». Особенно военнопленные отмечали достойное отношение к ним со стороны российских военнослужащих. Напомним, что в том бою отряд из состава группировки «Днепр» под командованием старшего лейтенанта Золто Арсаланова, отбив атаку 36-й бригады морской пехоты ВСУ, взял в плен 11 украинских солдат. Эти будут жить.
Россия неоднократно выступала с предложениями об обмене пленными, но Украина на официальном уровне, решениями Верховной рады от обмена отказывается. Недавно в Киеве был опубликован документ, подготовленный «Украинским национальным центром развития мира», в котором озвучена позиция киевского руководства по вопросу обмена военнопленными. В нем украинских пленных разделили по категориям.
К ненужным, не подлежащим обмену отнесены рядовой состав, раненые боевики и младшие командиры (сержанты), в общем, те, которые относятся к недефицитным специальностям. Это то самое «мясо», которое командование безжалостно кидает на штурмы. По информации уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой, «украинская сторона отказывается брать простых солдат».
«Зеленский боится вернуть тысячи своих военнопленных, которые могут стать своеобразной „бомбой“ для киевского режима, — рассказал политолог Александр Зимовский. — Они на фоне общего недовольства в обществе политикой украинского президента могут стать теми самыми „революционными солдатами“, которые пойдут на штурм „Зимнего“, в данном случае Офиса украинского президента на Банковой улице в Киеве.
Зеленский прекрасно понимает, что доверия к нему со стороны ВСУ нет, а на фоне военных провалов на фронте и огромного количества погибших, власть его крайне неустойчива. Для официальной Украины вернувшиеся будут представляться некой „пятой колонной“, особого доверия к ним не будет, вернуться в окопы они вряд ли захотят, а вот за свои права, в том числе и по выплатам, будут выступать активно. Киеву проще набрать новых солдат, чтобы отправить их неподготовленными на убой».