Госдума приняла законопроект об отвязке цен в России от общемировых

Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект об отказе от привязки цен на товары на внутреннем рынке РФ к общемировым индикаторам. В настоящее время речь идет только о возможности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не учитывать эти индикаторы при определении монопольно высокой и низкой цены товара. Однако законопроект уже вызвал критику депутатов из-за рисков широкого применения этих норм и возможного завышения цен на внутреннем рынке.

Эксперты признают наличие рисков в связи с низким уровнем конкуренции на внутреннем рынке, однако они отмечают, что ФАС по-прежнему будет иметь в своем арсенале все инструменты и возможность сверять цены с мировыми индикаторами.

Государственная Дума приняла в первом чтении проект поправок к закону «О защите конкуренции», позволяющих отвязать цены на товары в РФ от биржевых и внебиржевых индикаторов цен мировых товарных рынков. Этот проект был подготовлен сенаторами Вячеславом Тимченко и Александром Савиным, и ФАС поддерживает эту инициативу, поскольку она соответствует «дорожной карте» службы по развитию биржевой торговли товарами. Данный документ исключает из понятия монопольно высокой и низкой цены товара сопоставление с ценами на внешних рынках. Теперь ФАС не будет обязана учитывать биржевые и внебиржевые индикаторы цен.

Пояснительная записка к законопроекту объясняет данное решение тем, что цены на товары в РФ часто основаны на мировых индикаторах, не учитывая ситуации на внутреннем рынке. Предлагаемые изменения направлены на обеспечение приоритета интересов российских потребителей независимо от внешней конъюнктуры.

В ФАС согласны с тем, что цены внутри страны должны, прежде всего, учитывать спрос, предложение и возможности внутреннего потребителя. Проект распространяется на товары, для которых уже созданы отечественные индикаторы, подчеркивают в ФАС.

Вторая версия данного законопроекта была учтена, учитывая замечание о преждевременности полного отказа от мировых индикаторов до формирования национальной системы. Однако правовое управление аппарата Государственной Думы указывает на риски широкого применения данной нормы из-за отсутствия конкретных случаев, допустимости использования внешних индикаторов.

Глава Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов считает, что зарубежные индикаторы не совсем объективны для внутреннего рынка в изменяющихся геополитических условиях, однако ФАС по-прежнему сохраняет возможность сравнения цен с мировыми индикаторами. Управляющий партнер Veta Илья Жарский указывает на возможный рост неопределенности на рынках, включая топливо, металлы, сельскохозяйственные культуры, удобрения, химию, нефтехимию и лекарства. «Если у рынка отнимают возможность ориентироваться на мировые цены, то должны быть предложены другие ориентиры и правила ценообразования. Определение рыночной цены на изолированном рынке является крайне сложной задачей», — говорит он. Президент консультационной компании «Александра» Александр Белозерцев считает, что государство все больше вмешивается в процесс ценообразования на основных товарно-сырьевых рынках страны, не учитывая потребности реального развития рыночных бенчмарков для ведущей экспортной продукции.

Хотя РФ является одним из крупнейших экспортеров и импортеров сырьевых товаров в мире, у нее до сих пор нет своих всеобщепризнанных биржевых индикаторов», — отмечает он.

Руководитель направления экономических исследований консалтинговой компании Kulik & Partners Law. Economics Татьяна Басова говорит, что эти изменения не исключат возникновение споров между хозяйствующими субъектами и государственными органами. Однако доказать обоснованность ценообразования станет сложнее. В сфере антимонопольного регулирования будет исключено понятие сопоставимого рынка за пределами РФ. «ФАС редко соглашалась с аргументами компаний о существовании таких рынков. Теперь компании лишатся возможности ссылаться на то, что их цены не превышают цены на таких рынках», — поясняет управляющий партнер компании Ярослав Кулик.